Путешествие на пароходе по Швеции

 

 

С позапрошлого века два крупнейших города Швеции, Стокгольм и Гетеборг, соединяет судоходный канал, а по нему ходят пассажирские пароходы. О канале и его достопримечательностях – наш сегодняшний рассказ.

 

Строительство канала началось в 1810 году и было по тем временам масштабным явлением. В нем участвовали 58 тысяч шведских солдат, а также военнопленные, в том числе и русские. Основные работы проводились вручную, с помощью обычных лопат. Строительство продолжалось 22 года, и 26 сентября 1832 года в присутствии короля Карла XIV состоялось официальное открытие канала длиной 518 километров.

 

В первой половине XIX века Гета-канал был важнейшей транспортной артерией Швеции. В те времена других способов быстро добраться или доставить грузы из Стокгольма до Гетеборга не было. Но когда эти города соединили железная, а затем и автомобильная дороги, канал начал утрачивать первоначальное значение. А в XX веке канал стал одной из главных туристических достопримечательностей Швеции.

Давайте и мы отправимся в путешествие по Гета-каналу и системе внутренних озер Швеции. В Стокгольме нас встречает один из пароходов, совершающих регулярные круизы в Гетеборг. Сами пароходы представляют собой не меньшую историческую ценность, чем канал. Один из них построен еще в XIX веке и является самым старым судном со спальными пассажирскими местами в мире. Длина этих двухпалубных ветеранов не превышает 32 метров, что позволяет им проходить в тесные шлюзы Гета-канала. Впрочем, несмотря на скромные размеры и преклонный возраст пароходов, гости чувствуют себя на борту вполне удобно. Пассажиры размещаются в небольших одно- и двухместных каютах с умывальниками. На каждом пароходе имеются уютный салон с библиотекой, сувенирный киоск и ресторан, питание в котором входит в стоимость круиза.

 

На часах – 10 часов утра, время отправления парохода из Стокгольма. Впереди – шесть дней неторопливого путешествия. Кстати, вы не забыли выключить свой мобильный телефон? Круиз по Гета-каналу предполагает наслаждение природой и тишиной, и поэтому использование телефонов на борту не рекомендуется.

 

После первого шлюза пароход проходит Дроттингхольм. С воды хорошо виден загородный дворец королевской семьи. Это одновременно действующая королевская резиденция и одна из главных туристских достопримечательностей Стокгольма.

А пароход направляется в крупнейший на своем пути шлюз. Это уже Седертали. Из шлюза мы попадаем в Балтийские фьорды и наслаждаемся красотой побережья.

 

Настало время обеда. Красиво сервированные столы украшены флажками тех стран, откуда прибыли гости. Незабываемый вкус подаваемых блюд дополняется элегантным старомодным интерьером ресторана и отменным вином. После обеда подается традиционный шведский кофе с десертом. Многие любят пить кофе, сидя на открытой палубе, любуясь неспешно проплывающими видами.

 

После обеда пароход делает первую остановку в живописном старом городке Троса, популярном месте летнего отдыха шведов. Нас ждут экскурсия и купание. После отхода мы снова любуемся природой морского побережья, а завтра мы войдем в Гета-канал.

 

Ночью мы покидаем Балтику, а утром просыпаемся уже в Стрегеборге – средневековом форпосте, защищавшем вход во внутренние водные пути Швеции. Здесь мы осматриваем руины крепости. После следующего часа водного путешествия пароход подходит к начальной точке Гета-канала, Мему, где в 1832 году состоялось торжественное открытие этого крупнейшего в то время сооружения. Проследовав через первый шлюз канала, мы попадаем в Седерчепинг, древний город с богатой историей. Вечером нас ждет озеро Роксен и прохождение через целый каскад шлюзов.

 

Утром третьего дня пароход подходит к Бергу, чтобы высадить тех, кто хочет осмотреть руины первого в Швеции монастыря и находящуюся рядом уникальную древнюю церковь. Стоянка длится совсем недолго, и пароход направляется к лестнице из пятнадцати шлюзов, которую проходит за два часа. Тем временем мы, не теряя времени даром, осматриваем церковь и руины монастыря, и у выхода из последнего шлюза возвращаемся на свой пароход.

 

После обеда у нас традиционный шведский кофе, однако не на корабле, а на берегу, в Боренцберге, в гостеприимном Гета-отеле. Затем мы продолжаем свой путь по каналу, наслаждаясь природой и пением соловьев. А нас уже ждет следующая остановка – уютный, типично шведский городок Мотала. Мы посещаем могилу главного строителя канала Бальтзара фон Платена, а вечером идем в один из местных баров, чтобы прочувствовать колорит провинциальной Швеции. Мы можем не торопиться – пароход никуда не уйдет до утра, и в нашем распоряжении вся ночь.

 

Ранним утром пароход покидает гостеприимный городок и входит во второе по величине озеро Швеции – Ваттерн, прохладная вода которого славится своими целебными свойствами. Окунуться в эту воду у нас появляется возможность во время следующей остановки в старом городе Вадстена. Какая здесь природа! Не обходится стороной и экскурсионная программа – мы совершаем экскурсию на «мини-поезде» по городу и посещаем Кафедральный собор и знаменитый замок Вадстена-кастл, построенный в 1540 году шведским королем Густавом Васа.

 

В следующем городе, Форсвике, нас встречают цветами и религиозным пением. Мы идем в местный музей, осмотрев по пути массивный железный мост, являющийся ровесником канала и ярким творением местных мастеров. Места на Гета-канале после Форсвика особенно живописные, с палубы уйти просто невозможно. Озеро Викен, которое вскоре проходит пароход, является самой высокой точкой канала – недаром мы за первые три дня прошли столько шлюзов. Сейчас мы находимся на высоте 91 метр над уровнем моря и проплываем мимо обелиска, отмечающего это событие. Теперь до самого Гетеборга мы будем спускаться вниз.

 

На следующее утро мы прибываем в Люрестад. Когда-то этот город играл важную роль на судоходном пути между Стокгольмом и Гетеборгом. В бывшем товарном складе в порту теперь находится исторический музей. Сам город, расположенный в глубине страны, напоминает морское поселение обилием воды, яхт и катеров.

 

К полудню мы приближаемся к самому большом в Швеции озеру Ванерн. Но перед тем, как пароход войдет в озеро, желающие могут прогуляться пешком вдоль канала, пока пароход преодолевает очередные шлюзы. А на берегу озера нас ждет остановка, во время которой мы посещаем величественный замок Лако-кастл, шедевр шведского искусства XVII века с великолепными интерьерами. Покидаем замок и до самой ночи продолжаем свой путь по самому большому озеру Швеции. А на ночь останавливаемся в Троллхэттане.

 

Троллхэттен и Гетеборг соединяет отдельный канал, истории которого посвящен музей в Троллхэттене. Здесь нам показывают интересный фильм об истории движения по каналу. А потом мы возвращаемся на борт теплохода. Впереди – последние шлюзы и Гетеборг.

 

Три часа дня, и наш пароход подходит к пассажирской пристани Гетеборга. Центр этого второго по величине города Швеции можно обойти пешком, но не менее интересно совершить поездку на экскурсионном трамвае. Улицы, площади, памятники, музеи, парки Гетеборга немного скрашивают нам момент расставания с гостеприимным пароходом, бывшим нашим домом целых шесть дней.

 

Впрочем, наше водное путешествие не заканчивается. Здесь, в Гетеборге, нас ждут огромные морские паромы, на которых можно добраться до Дании и Германии. Это будет хорошим продолжением нашего путешествия, но это уже совсем другая история…

 

Александр Соснин

 

Фотографии с сайта Gota Canal

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов